В результате посещения коррекционно-развивающих занятий логопеда, у детей
появляются новые (чистые) звуки в речи. Этот процесс индивидуален и зависит от
многих факторов, у одного ребенка дефектное звукопроизношение исправляется
быстро, а другому на это потребуется не один месяц кропотливой работы, причем,
не только работы логопеда, а совместного труда логопеда, родителей и
воспитателя. Постановкой звука занимается логопед. Следующий этап работы –
автоматизация звука в слоге, в слове, в речи. В ряде исследований показано, то
от момента появления того или другого звука у ребенка, т. е. его первого
правильного произнесения, до включения его в речь проходит довольно длительный
период времени. А. Н. Гвоздев назвал его периодом овладения звуком. Он длится
30—45 и более дней и имеет свои особенности. Сначала новый звук употребляется
параллельно со старым, который был его заменителем (субститутом), при этом
прежний звук употребляется чаще, чем новый. В дальнейшем новый звук начинает
употребляться чаще своего бывшего субститута, а через некоторое время он теснит
субститут по всем позициям и употребляется даже в тех случаях, когда последний
выступает в собственной функции, т. е. он его полностью вытесняет из речи, и
только после этого начинается процесс разграничения (этап дифференциации)
нового звука и того, который выступал в качестве субститута.
Таким образом, после того, как логопед научил ребенка
произносить звук, необходим контроль со стороны взрослых. Так как ребенок
больше времени проводит в детском саду, очень важна роль воспитателя в процессе
автоматизации нового звука в речи. Чем чаще взрослые будут исправлять
неправильное произношение, тем быстрее звук закрепится в речи. Необходимо
помнить, что делать это нужно корректно, доброжелательным тоном, чтобы не вызвать
у ребѐнка негативной реакции. Помогут автоматизировать поставленный звук
специальные игры и упражнения: многократное проговаривание слогов, а затем слов
с поставленным звуком, работа с чистоговорками, нахождение слов с нужным
звуком, составление словосочетаний и предложений и т. д. Главное добиваться
чистого произношения как во время специальных упражнений на занятиях, так и во
время игр и в свободной деятельности. И не забывайте хвалить ребенка!
Игра "Найди нужное
слово"
Взрослый называет слова, а ребенок должен сказать "ОЙ", если в
слове услышит изучаемый звук, о котором договариваются заранее. Игра развивает
фонематический слух и приучает ребенка вслушиваться в звучание слов.
Игра "Что я
загадал?"
Взрослый предлагает отгадать загаданное слово, по словам
подсказкам. Например: Этот предмет большой, железный, тяжелый, у него есть
колеса и руль. Конечно, ребенок с радостью отгадывает, что это Машина, а заодно
и произносит слово с определенным звуком, который необходимо автоматизировать.
Хитрость заключается в том, что взрослый сознательно загадывает слова с
определенным звуком, но не забывает, что звук может быть в начале, середине и
конце слова. Для усложнения данной игры- можно предложить ребёнку, при
правильном ответе- меняться ролями.
Игра "Чего не стало?"
На столе 4 предмета или
игрушки. Дети называют их. Потом один ребенок отворачивается, а в это время
добавляется еще один предмет или игрушка. Ребенок поворачивается и называет,
что прибавилось. В конце занятия детям предлагают придумать слова со звуком
[л]. Примерный перечень картинок для игры: юла, пила, булавка, игла, клоун,
волк, белка и др.
Игра "Образуй родственные слова"
Дошкольникам предлагают придумать к названным словам родственные.
Чулок - чулочек, чулочная (фабрика).
Глоток- глоточек, глотать, проглотить, глотка.
Волк - волчий, волчица, волчонок, волчище.
Глаз - глазочек, глазик, глазок, глазной.
Игра
"Посчитай-ка"
Детям предлагают посчитать предметы с определенным звуком. Например: давай
мы посчитаем все машины которые встретятся нам на пути: одна машина, две
машины, три машины, четыре машины, пять машин; и т.д.
Игра
"Всезнайка"
Дошкольники должны ответить на вопросы, называя слова, которые начинаются с
определенного звука , например звука [л].
Как тебя зовут? Где ты живешь? Что ты любишь кушать?
Каких ты знаешь животных на звук [л]?
Каких ты знаешь рыб на звук [л]?
Какие имена девочек (мальчиков) на звук [л] ты знаешь? и т.д.
Игра "Кто больше"
Взрослый просит назвать слова, в названии которых имеется определенный
звук. Слова называются по очереди, желательно создать для ребёнка ситуацию
успеха, показывая, что взрослый затрудняется в придумывании новых слов, что
побудит ребенка ему подсказывать. С детьми более старшего возраста игру можно
усложнить, ограничивая правилами – например- изучаемый звук стоит только в
середине слова, или предметы могут обозначать только живые предметы или только
сладкое…
Игра "Один —
много"
"Я говорю про один предмет, а ты говоришь про много предметов".
Например: бокал — бокалы; пила — ...; пенал — ...; канал — ...; плот — ...;
дятел — ... и др.
Игра "Чего
много"
"Скажи, чего много?". Например: палуба — ..., малыш — ..., шалаш
— ..., желудь — ...и др.
Игра "Знаешь ли
ты?"
Дошкольникам предлагается назвать как можно больше слов со звуком [л] из
названной тематической группы. Например:
Продукты питания — сало, масло, колбаса, халва.
Транспорт — теплоход, тепловоз, велосипед.
Овощи — свекла, баклажан и др.
Игра "Назови ласково
словечко"
Дошкольникам предлагается назвать предложенные слова ласково. Например:
вилка - вилочка, палка-..., полка - ..., галка - ..., кулак -кулачок, каблук -
..., балкон - ..., вулкан - ..., колпак - ....
Вот такие примерные игры вы можете играть с ребёнком, пока идете в детский
сад, на прогулке. Они не требуют много времени и специальной подготовки, но чем
чаще мы произносим слова с заданным звуком, тем скорее навыки артикуляции
доводятся до автоматизма.
В результате посещения коррекционно-развивающих занятий логопеда, у детей появляются новые (чистые) звуки в речи. Этот процесс индивидуален и зависит от многих факторов, у одного ребенка дефектное звукопроизношение исправляется быстро, а другому на это потребуется не один месяц кропотливой работы, причем, не только работы логопеда, а совместного труда логопеда, родителей и воспитателя. Постановкой звука занимается логопед. Следующий этап работы – автоматизация звука в слоге, в слове, в речи. В ряде исследований показано, то от момента появления того или другого звука у ребенка, т. е. его первого правильного произнесения, до включения его в речь проходит довольно длительный период времени. А. Н. Гвоздев назвал его периодом овладения звуком. Он длится 30—45 и более дней и имеет свои особенности. Сначала новый звук употребляется параллельно со старым, который был его заменителем (субститутом), при этом прежний звук употребляется чаще, чем новый. В дальнейшем новый звук начинает употребляться чаще своего бывшего субститута, а через некоторое время он теснит субститут по всем позициям и употребляется даже в тех случаях, когда последний выступает в собственной функции, т. е. он его полностью вытесняет из речи, и только после этого начинается процесс разграничения (этап дифференциации) нового звука и того, который выступал в качестве субститута.
Таким образом, после того, как логопед научил ребенка
произносить звук, необходим контроль со стороны взрослых. Так как ребенок
больше времени проводит в детском саду, очень важна роль воспитателя в процессе
автоматизации нового звука в речи. Чем чаще взрослые будут исправлять
неправильное произношение, тем быстрее звук закрепится в речи. Необходимо
помнить, что делать это нужно корректно, доброжелательным тоном, чтобы не вызвать
у ребѐнка негативной реакции. Помогут автоматизировать поставленный звук
специальные игры и упражнения: многократное проговаривание слогов, а затем слов
с поставленным звуком, работа с чистоговорками, нахождение слов с нужным
звуком, составление словосочетаний и предложений и т. д. Главное добиваться
чистого произношения как во время специальных упражнений на занятиях, так и во
время игр и в свободной деятельности. И не забывайте хвалить ребенка!
Игра "Найди нужное слово"
Взрослый называет слова, а ребенок должен сказать "ОЙ", если в слове услышит изучаемый звук, о котором договариваются заранее. Игра развивает фонематический слух и приучает ребенка вслушиваться в звучание слов.
Игра "Что я
загадал?"
Взрослый предлагает отгадать загаданное слово, по словам
подсказкам. Например: Этот предмет большой, железный, тяжелый, у него есть
колеса и руль. Конечно, ребенок с радостью отгадывает, что это Машина, а заодно
и произносит слово с определенным звуком, который необходимо автоматизировать.
Хитрость заключается в том, что взрослый сознательно загадывает слова с
определенным звуком, но не забывает, что звук может быть в начале, середине и
конце слова. Для усложнения данной игры- можно предложить ребёнку, при
правильном ответе- меняться ролями.
Игра "Чего не стало?"
На столе 4 предмета или
игрушки. Дети называют их. Потом один ребенок отворачивается, а в это время
добавляется еще один предмет или игрушка. Ребенок поворачивается и называет,
что прибавилось. В конце занятия детям предлагают придумать слова со звуком
[л]. Примерный перечень картинок для игры: юла, пила, булавка, игла, клоун,
волк, белка и др.
Игра "Образуй родственные слова"
Дошкольникам предлагают придумать к названным словам родственные.
Чулок - чулочек, чулочная (фабрика).
Глоток- глоточек, глотать, проглотить, глотка.
Волк - волчий, волчица, волчонок, волчище.
Глаз - глазочек, глазик, глазок, глазной.
Игра
"Посчитай-ка"
Детям предлагают посчитать предметы с определенным звуком. Например: давай
мы посчитаем все машины которые встретятся нам на пути: одна машина, две
машины, три машины, четыре машины, пять машин; и т.д.
Игра
"Всезнайка"
Дошкольники должны ответить на вопросы, называя слова, которые начинаются с
определенного звука , например звука [л].
Как тебя зовут? Где ты живешь? Что ты любишь кушать?
Каких ты знаешь животных на звук [л]?
Каких ты знаешь рыб на звук [л]?
Какие имена девочек (мальчиков) на звук [л] ты знаешь? и т.д.
Игра "Кто больше"
Взрослый просит назвать слова, в названии которых имеется определенный
звук. Слова называются по очереди, желательно создать для ребёнка ситуацию
успеха, показывая, что взрослый затрудняется в придумывании новых слов, что
побудит ребенка ему подсказывать. С детьми более старшего возраста игру можно
усложнить, ограничивая правилами – например- изучаемый звук стоит только в
середине слова, или предметы могут обозначать только живые предметы или только
сладкое…
Игра "Один —
много"
"Я говорю про один предмет, а ты говоришь про много предметов".
Например: бокал — бокалы; пила — ...; пенал — ...; канал — ...; плот — ...;
дятел — ... и др.
Игра "Чего
много"
"Скажи, чего много?". Например: палуба — ..., малыш — ..., шалаш
— ..., желудь — ...и др.
Игра "Знаешь ли
ты?"
Дошкольникам предлагается назвать как можно больше слов со звуком [л] из
названной тематической группы. Например:
Продукты питания — сало, масло, колбаса, халва.
Транспорт — теплоход, тепловоз, велосипед.
Овощи — свекла, баклажан и др.
Игра "Назови ласково
словечко"
Дошкольникам предлагается назвать предложенные слова ласково. Например:
вилка - вилочка, палка-..., полка - ..., галка - ..., кулак -кулачок, каблук -
..., балкон - ..., вулкан - ..., колпак - ....
Вот такие примерные игры вы можете играть с ребёнком, пока идете в детский сад, на прогулке. Они не требуют много времени и специальной подготовки, но чем чаще мы произносим слова с заданным звуком, тем скорее навыки артикуляции доводятся до автоматизма.
Комментариев нет:
Отправить комментарий